Бассейн, тренажерный зал, стадион, сауна

Обзоры и статьи

Программа подготовки бегунов-спринтеров к эстафетному бегу 4Х100 м.

31.01.13 | 10:10

Программа подготовки

бегунов-спринтеров

к эстафетному бегу 4Х100 м.

Основные положения, пожелания,

вопросы техники и стратегии.


Составитель и автор – заслуженный тренер Республики Беларусь В. Н.  Зинченко

Материалы программы-подготовки совершенно не претендуют на какие-то открытия. Большинство их взято из журналов “Лёгкая атлетика” (номера указаны), из бесед с тренерами сборной команды России Г. Н.  Жубряковым, В. Н.  Маслаковым и др., а также из личного опыта как тренера долгое время работавшего со сборными командами мужчин и женщин и добившихся определённых успехов, рекордов Республики Беларусь (по сей день).

Поэтому прошу оградить меня от попыток плагиата.

Цель написания:

- систематезировать и собрать воедино (по возможности) сведения из печати, бесед, собственного опыта;

Адресуется:

- тренерам сборных РБ и областей;

- преподавателям кафедр физического воспитания;

- спортсменам.

Эстафетный бег 4Х100 м – один из (теперь) 47 видов программы лёгкоатлетических состязаний на всех крупнейших форумах современности: Олимпийских Играх, Чемпионатах Мира, Чемпионатах Европы, Кубках Континентов и т. д. и т. п.

Впервые эстафетный бег 4Х100 м был проведён на XIII Олимпийских Играх в Берлине, когда легендарный атлет из США Джесси Оуэнс стал четырёхкратным обладателем золотых олимпийских медалей (бег 100 м, бег 200 м, прыжки в длину и эстафетный бег 4Х100 м). И тогда же Адольф Гитлер не вышел вручать негритянскому спортсмену золотые медали.

Результат в эстафетном беге 4Х100 м зависит не только от индивидуальной беговой подготовленности, но и в значительной мере от совершенства и мастерства взаимодействия команды.

И от сюда главным моментом для достижения высокого результата является умение спортсменов передавать палочку на максимальной скорости в ограниченной 20 метровой зоне. Правила: принимающие эстафету на 2-м, 3-м и 4-м этапах имеют право начинать разбег за 10 метров до начала передачи (но принимать эстафетную палочку только в 20 метровом коридоре).

Идеально передача палочки происходит тогда, когда скорости двух бегунов (бегуний) сравниваются, а это теоретически происходит на 15-17 метре в коридоре. Это даёт возможность спортсмену, принимающему эстафету, набрать более высокую скорость.

Скажу сразу: - тренированность команды, умение передать и принять эстафетную палочку примерно на 16-м метре – это очень важное дело во всём тренировочном процессе и, конечно, в момент соревнований. Это очень важный методический и педагогический момент. Многие тренеры, настоящие асы эстафетного бега, держат этот момент в секрете, “под замком”. Но… в доверительной беседе с замечательным тренером, великим стратегом эстафетного бега из Санкт-Петербурга Г. Н.  Жубряковым я узнал, что главный секрет – как добиться, чтобы эстафетная палочка передавалась на 16-17 метре (Г. Н. Жубряков – это тренер Н.Юшманова, В.Аксинина, А.Евгеньева и т. д., а самое главное – это тренер, который подготовил мужскую сборную СССР на XXIV Олимпийских Играх в Сеуле: золотая медаль – 38,02 сек!).

Так вот. Во время главных эстафетных пробежек на тренировке в 20 метровом коридоре лейкопластырем на 16-м метре ставится большой крест. И команда добивается передачу и приём сделать именно на уровне этого креста и это очень хорошее подспорье в тренировочном процессе. Разумеется, это допускается только на тренировках, в соревнованиях это запрещено правилами.

При этих тренировках должны соблюдаться все писанные и неписанные законы эстафетного бега:

· В 90 % случаев брака виноват принимающий;

· Если передающий не догоняет принимающего – раньше кричи “ХОП”, с одной рукой он не убежит (это передающий);

· Начало бега точно при пересечении контрольной отметки;

· Умение видеть только своего партнёра (психологическая устойчивость);

· Реагировать только на сигнал передающего;

· Хозяин в доме – один… (Жубряков и сейчас Мирзоев…), т. е. за эстафету отвечать должен один тренер, а остальные просто помощники;

· Технике уделять огромное внимание (утро + вечер) – до “не могу”.

При оптимальной технике передачи результат в эстафетном беге должен быть на 2,50 -3,00 сек. (доктрина В.Маслакова) лучше, чем сумма результатов 4 бегунов (бегуний) в беге на 100 м, показанных каждым из участников эстафеты. Этот показатель для контроля эффективности эстафетной техники должен быть незыблемым. Я, как старший тренер, готовил эстафетную команду мужчин в 1991 году.

На X Юбилейной Спартакиаде Народов СССР в Киеве команда стала чемпионом Спартакиады и одновременно чемпионом СССР. Там же все участвовали в беге на 100 м.

Результаты: А.Черкашин - 10,66

(по этапам) Л.Сафронников - 10,44

А.Старовойтов - 10,68

А.Кныш - 10,62

___________

= 42,40

Итоговый результат был 39,44 сек., т. е. – 2,96 сек. Идеально! Проведено было примерно 36 – 40 тренировок. Это много. У некоторых уже начинали “шалить нервы”, говорили, что всё надоело и т. д. и т. п. Но… зато потом – сколько было счастья, какой был успех! Ведь выиграли не у мальчиков. За команды России, Украины, Казахстана бежали великие бегуны того времени: В.Крылов, Н.Юшманов, В.Савин, Л.Язынин, В.Брызгин (олимпийские чемпионы), которые по скорости гладкого бега были на голову сильнее наших ребят… Значит, мы много и правильно работали.

Женская команда на Олимпиаде в Афинах показала результат 42,94 – 5 место, это очень хорошо. И опять сумма их результатов в беге 100 м и в эстафете примерно 3,00 сек. – 2,50 сек.

Но особенно здорово девочки пробежали в 2005 году на Чемпионате Мира в Хельсинки.

Результаты: Ю.Нестеренко - 11,08

(по этапам) Н.Сологуб - 11,30

Е.Невмержицкая - 11,40

О.Драгун - 11,32

___________

= 45,10

Результат команды известен всем. Это 42,56 сек. – рекорд Республики Беларусь плюс бронзовая медаль Чемпионата! Разница = 45,10-42,56=2,54. Идеально! Мы пахали на 2-х – 3-х сборах по 2 раза в день три раза в неделю. И опять некоторые говорили, что надоело (Лена Невмержицкая сказала тогда, что всё “обрыдло” и сейчас это вспоминается со смехом). И опять же – какой это успех! Сколько было счастья!

Выигрыш времени в эстафете происходит не только за счёт бега с ходу, но и потому, что при передаче появляется “свободное пространство” (примерно 1,00 м – 1,3 м) за сёт того, что спортсмен, передающий палочку, вытягивает руку вперёд, а принимающий отводит руку назад. Хотя зачастую мы видим, как бегуны буквально втыкаются друг в друга. Эстафетную палочку передают на согнутых руках, буквально втыкая палку, и о никаком “свободном пространстве” не может быть и речи. Это результат безграмотности и недоработки. А ведь это между 1-2 этапом + между 2-3 + между 3-4 этапами получается 3Х1,3 м примерно 4 метра!!! Это примерно 40 сотых секунды!!! Огромный резерв! (А то ведь однажды сборная РБ передавала двумя руками).

Примерно, до 1992 г. существовало 3-4 способа передачи и приёма эстафетной палочки: “внутренняя передача”, “внешняя передача”, “передача снизу”, “передача сверху” и т. д.

Не будем описывать все способы, они известны и первые три безнадёжно устарели. Сейчас все (без исключения) команды передают “сверху”. В этом способе увеличивается свободное пространство, бегуны несут и отдают той рукой, в которой приняли.

На первом и третьем этапах они бегут по внутренней части дорожки (несут и отдают правой рукой). А на втором и четвёртом – левой рукой и продолжают бежать по внешней части дорожки. Принимающий посылает вытянутую руку назад ладонью вверх, а передающий кладёт палочку по диагонали ладони движением сверху вниз. Всё это (в идеале) получается слитно и красиво. (Просто бегун бежал, передал что-то…, и оба продолжают бежать, только один заканчивает через 20-30 м, а другой бежит до следующей передачи или до финиша).

Советы и установка для передающего:

· Максимально отрабатывать свой этап.

· Подать сигнал голосом за 2,0 – 2,5 м до принимающего, но… если видишь, что партнёр убегает раньше, сигнал нужно подать примерно за 4-5 м (ни в коем случае не кричать “стой”). Ранняя подача сигнала (повторение) не позволит убегающему набрать скорость, а догоняющему (передающему) позволит догнать партнёра.

Советы для принимающего:

· Чтобы лучше видеть контрольную отметку и передающего – принять положение старта примерно под углом 70 градусов (взор направлен в сторону передающего).

· Стартовый разгон с максимальной скоростью.

· По сигналу передающего быстро (и далеко) вынести руку назад для приёма палочки, стараясь держать руку в одном положении.

А теперь о конкретной тренировочной работе:

· Основное – необходимо весь тренировочный процесс увязать таким образом, чтобы эстафетная работа не мешала готовиться к личному виду бегунов на основной дистанции и чтобы (наоборот) подготовка к своему виду не мешала подготовке эстафетной команды. Для этого (как минимум) надо тренерам в мирной, доброжелательной обстановке уточнить недельные планы работы.

· Серьёзно взвесить приоритеты – что важнее?

· Также серьёзно отнестись к вопросу кто какой этап побежит: 1-й этап - бегун с хорошим стартом (короткий спринтер); 2-й этап - бегун, склонный к 200 метрам; 3-й этап - бегун, также к 200 метрам; 4-й этап - хороший спринтер – финишёр.

· Всё это обусловлено тем, что длина этапов разная: 1-й этап - 110 м; 2-й и 3-й этапы - 130-125 м; 4-й этап - 120-115 м.

· Установить, что тренировки по эстафетному бегу проводятся 3 раза в неделю (утро – техника и быстрота, вечер в те же дни – только техника).

· Желательно (мы это когда-то делали) подготовку начинать в марте-апреле.

· Для качественной подготовки (в сумме всех этапов подготовки) нормой считать 48 (и минимум 36) тренировочных занятий по эстафетному бегу. Причём половина – выходы из поворота на прямую плюс половина – выходы из прямой в поворот.

Для совершенствования техники. Эстафетная “школа”:

· В начале подготовки команды очень чётко, серьёзно, наглядно объяснить (и напомнить) - как правильно передаётся, вкладывается эстафетная палочка. Спортсмены стоят в шахматном порядке на расстоянии 1,0 – 1,5 м, т. е. сразу учатся понимать, что такое свободное пространство.

· Необходимо (это моё мнение) - не только объяснить, но и показать - как вкладывается палочка, чтобы это было очевидно (очи видят…), чтобы видели все – как это делается. А то получается, что во время передач на месте и лёгком беге спортсмены видят только как они вкладывают, а принимающий не видит, как он принимает. Для этого надо на месте, очень медленно, как в каратэ – показать всем – как принимать. Если этого не делать – не стоит удивляться почему у принимающего так много ошибок… Отсюда и тезис – в 90 % виноват принимающий.

· Передачи-приёмы стоя на месте.

· Передачи-приёмы в лёгком беге по кругу.

· Передачи-приёмы в парах в 70 – 80 % скорости.

· Передачи-приёмы в парах на полной скорости.

· Передачи-приёмы несколькими эстафетными парами одновременно.

· Передачи-приём в составе 4-х бегунов на укороченной дистанции (примерно 200 м).

· Передачи-приём в составе 4-х бегунов (желательно 2-х – 3-х команд) одновременно в полной эстафете 4Х100 м.

· При идеальной технике не помешает иногда (в порядке разнообразия и эксперимента) попробовать передачу–приём без сигнала.

· Очень важным моментом технической работы считается умение правильно установить форы между участников команды. Это достигается при большой, кропотливой работе и главным моментом здесь, пожалуй, стоит считать разницу в скоростных возможностях партнёров, к их психологической устойчивости.

· “Натаскивать” на навык и стремление к точной передаче в месте “Креста”, т. е. на 15-16 метре.

В процессе быстрых пробежек тренеру необходимо быть предельно собранным и внимательным. Надо иметь хорошее периферическое зрение, т. е. он должен видеть, как подбегает передающий к контрольной отметке и как начинает разбег принимающий. Это очень и очень важно для последующих выводов и разборок (моё мнение).

Распространённые ошибки:

· Принимающий начинает бежать раньше, чем передающий пересёк контрольную отметку (причин много…).

· Принимающий даже после команды передающего замедлил бег, теряет контроль за скоростью бега (психика…).

· Передача не произошла (опять причин много…).

· Принимающий двигает рукой влево-вправо (исправлять).

· Неадекватные действия в пылу азарта… И т. д. и т. п.

Психологическая подготовка

Аспекты психологической подготовки в эстафетном беге 4Х100 м имеют огромное значение. И здесь самое главное – роль тренера. Его спокойствие, умение внушить, что команда сумеет выполнить то, что сотни раз делали на тренировках, сосредоточить внимание на форах, контрольных отметках, быстром и мягком начале, предусмотреть все возможные нюансы и т. д. и т. п.

И здесь тренер, только тренер, главная фигура. Никакой психолог здесь не поможет, да он и не нужен.

И если это всё получается, глаза у команды горят. Это, по истине, красивое зрелище, команда готова. И здесь очень важно не расплескать эту возникшую уверенность. Поговорить чуть-чуть о чём-нибудь другом, пошутить, проводить команду в кол-рум, сказать им “с богом”… Затем самому ждать ещё 40-45 минут. Команду выводят на старт. Наступает Момент Истины, опять ожидание (на сей раз короткое), ещё успеваешь достать валидол. Так делается команда!

Изучение и совершенствование техники передач и приёмов в эстафетном беге 4Х100 м.

Набор упражнений (в порядке технической готовности):

1. Стоя на месте в шахматном порядке 4-6 человек (расстояние между спортсменами 1,2-1,4 м – т. е. “свободное пространство”) = приёмы-передачи в очень медленном темпе (с 4 эстафетными палками);

2. То же – в среднем темпе;

3. То же – быстро;

4. То же – очень быстро (упражнение = 43 сек, отдых 1-2 мин + опять 43-42 сек – т. е. так надо пробежать команде);

5. То же – сверхбыстро (примерно, 2-3-4 Х 11-10 сек, отдых 1-2 мин);

6. На круге в разминочном темпе, примерно, 3 круга (с 3-4 эстафетными палками – расстояние 1,2-1,5 м);

7. Примерно, 30 минут “своя разминка”;

8. Передачи-приёмы на этапах: – сначала (2-3 эт.) Х 3-4 раза, потом (1-2 эт.) + (3-4 эт.) Х 3-4 раза одновременно. Разбег передающего, примерно, 50-60 м.

9. Сдвоенные приёмы-передачи, т. е. одновременно стартуют и бегут 2-3-4 команды (с 60 м разбега);

10. “Эстафетная реакция” (принимающий стоит на контрольной отметке, а передающий стоит в 15-20 м и начинает бег – в любом темпе. Принимающий обязан среагировать, когда партнёр пересекает линию зоны, пробежать 10-20 м). Это очень хорошее и ценное упражнение, делать его следует много;

11. “Мельница” (это упражнение любимое у сборных США): 4-6 спортсменов стоят в шахматном порядке, расстояние 1,2-1,5 м. У первого (сзади) сразу 4 эстафетные палочки. По сигналу начинается бег с мгновенными передачами-приёмами. Когда лидер получает эстафету, он её (палочку) просто выбрасывает в сторону на дорожку (на траву?) и готовится к приёму опять… Заканчивается упражнение, когда все палки выброшены. Очень красивое упражнение! Темп может (и должен) меняться в сторону увеличения. Выполнять обязательно в кроссовой обуви (чтобы избежать травмы);

12. Полное пробегание дистанции 4Х100 м.

P. S.  Целесообразность выполнения каждого упражнения на конкретной тренировке определяет тренер команды.

Интересные моменты, рассказы замечательных мастеров эстафетного бега, олимпийских чемпионов.

Ю.Гущина – олимпийская чемпионка, журнал ”Л/Атл.“ №1-2009.

· Эстафетной подготовкой занимались, примерно, на протяжении 3-х месяцев, 3 раза в неделю (вероятно, утром и вечером).

· Учились – как правильно и важно выбрать способ несения палочки, который подходит тебе и партнёру. Договаривались, отрабатывали… Иначе в азарте можно всё забыть…

· Очень важно не помешать самим себе.

· И ещё очень хорошо: «Говорят, что нам повезло. Да, мы проигрывали в скорости США, Ямайке. Но они проиграли в технике передачи, а это равноценный элемент эстафеты, который и оказался решающим.

· Здесь же она говорит, что В.Маслаков очень серьёзно относится к эстафетному бегу и требовательно.

А.Федорива – олимпийская чемпионка, журнал ”Л/Атл.“ №2-2009.

Эстафета требует предельной концентрации. Не всем удается полностью освоить передачу-приём… Может быть, из-за неустойчивой психики или чего-то ещё. Одна единственная ошибка может привести к фиаско. Нельзя позволить себе никаких вольностей, расслабленности. Иначе – будет как у США-Ямайки и др.

В эстафете вообще лучше бежать, как показывает практика, если ни на кого не смотришь. Потому, что стоит начать зацикливаться на окружающих – жди беды. Главное – видеть конкретно своего партнёра. У тебя есть он, линия и всё. Остальные варианты несут неприятности… Это ещё и ещё раз говорит о собранности, о нацеленности на конечный результат, на победу…

Ю.Чермошанская – олимпийская чемпионка, журнал ”Л/Атл.“ №4-2009.

“Что сказать о подготовке команды? У нас бала комплексная научная группа и тренер (В.Мирзоев) с которым мы после каждого занятия разбирали эстафету по косточкам”. Судя по всему всё должно было сложиться хорошо. Это были теоретические занятия с показом ошибок, просмотром кинозаписей. Нареканий именно по поводу передач-приёмов не возникало. И продолжает. “У нас дружеские отношения в команде, никаких конфликтов… Дружный коллектив – это очень важно. Если есть недопонимание или косые взгляды, то слаженности команды не будет”.

И ещё одно очень интересное высказывание. “США и Ямайка – классные, великие бегуньи, но сыгранности в эстафете не было, значит, не доработали в тренировочном процессе. Возьмите футбольную команду из 11 самых крутых, великих игроков. И совсем не факт, что они выигрывают у команды на голову ниже классом, т.к. нет должной отработки взаимопонимания и технических моментов в передачах мяча и т. д. То же самое происходит с эстафетной командой, если нет настоящей, кропотливой подготовки”.

В заключении хочется сказать о требованиях к участникам эстафетной команды (по модельным характеристикам) во время передачи и приёма. В 2003, 2004 и 2005 годах при подготовке команды к Чемпионатам Мира, Олимпийским Играм нам помогала кафедра лёгкой атлетики БГУФК (А. Н.  Конников – спасибо ему). Он приезжал на стадион “Динамо” с электронной аппаратурой, измерителями и другими приборами. Но, тем не менее, работать, даже на этих полукустарных приборах, было интересно.

В процессе работы мы определяли (это женщины):

1. Время прохождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне, примерно, 2,00–2,10

2. Время пробегания 20-метровой зоны принимающей бегуньей с хода с приёмом палочки, примерно, 2,30 – 2,40

3. Время разности входа в зону передачи между принимающей и передающей, примерно, 0,36 – 0,42

4. Расстояние между бегуньями во время передачи (т. е. свободное пространство), примерно, 0,9 – 1,2 м

5. Место передачи в 20-метровой зоне, примерно, 15 – 17 м

Передающие бегуньи начинали разбег, примерно, с 60-65 м. А. А.  Конников все результаты записывал, а я потом переписывал. Это создавало совсем другую рабочую обстановку, совсем другой кураж, настроенность на работу…

Зачастую перед командой во время крупных соревнований стоят определённые стратегические задачи:

· Как пробежать в предварительном забеге?

· Как бежать в финале?

Расскажу об одной интересной стратегической задаче и её решении. В 1991 году на Спартакиаде Народов в Киеве мы произвели фурор (об этом уже говорилось). На собрании за два часа до предварительного забега была дана установка: в этом забеге в полную силу работают 1, 2 и 3 этапы (А.Черкашин, Л.Сафронников и А.Старовойтов), а 4 этап (А.Кныш) должен был пробежать относительно свободно. Так и сделали. Была у нас уверенность, что мы легко попадаем в финал. Прибежали вторыми в своём забеге (результат 40,33). Вроде бы, как середнячки, да и противников успокоили. В финале (вечером) первым трём этапам была установка бежать с толком, но… ва-банк…, а Саше Кнышу отработать за себя и за трёх парней. Получилось очень здорово, красиво!

Результат (повторюсь) 39,44 сек!

Это один из многих примеров, которые могут возникнуть перед командой и решать их надо не просто с ходу, а хорошо подготовившись…

В заключении ещё и ещё раз скажу о главном: всё решает огромная работа, проделанная командой на тренировочных занятиях. Только это приносит УСПЕХ.

Некоторые остряки говорят: “эстафету надо или тренировать до посинения, или вообще не тренировать…” Не верьте им, это глупости.

УСПЕХ – это запланированная закономерность. Это труд, это борьба. А без борьбы – нет побед.


Автор статьи: Заслуженный тренер Республики Беларусь В. Н. Зинченко

Скачать статью: Программа подготовки бегунов-спринтеров к эстафетному бегу 4Х100 м. Основные положения, пожелания, вопросы техники и стратегии.



2019   2017   2015   2013   2012   2011   2010  
  • Ноябрь 2019
  • Декабрь 2019
  • Июль 2020